Дополнительное меню
Начните вводить название услуги или предприятия и выберите из списка

В едином расчетном пока не все

На этапе создания сервис ЕРИП, теперь уже ставший привычным, не все воспринимали на ура, но сейчас его участниками стали все банки и основные поставщики услуг. Как система будет развиваться дальше, «БР» рассказала председатель правления ОАО «Небанковская кредитно­финансовая организация «ЕРИП» Елена АНТОНИ.

— Как возникла идея создания Единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП)? Действительно ли на постсоветском пространстве нет ничего подобного?

— Схожие по принципу системы были и до ЕРИП. Наша уникальность заключается в том, что систему удалось построить на страновом уровне с участием всех банков и подавляющего большинства поставщиков услуг. Такому сервису действительно нет аналогов в мире.

Получилось очень удобно для всех игроков. Например, банки, которые подключились последними, сразу получили весь пул производителей услуг, в адрес которых принимают оплату. Производителям товаров и услуг также предоставлена возможность принимать платежи через любой банк. Это и отличает ЕРИП от частных решений, которые существовали и существуют в разных странах.

Идея ЕРИП появилась еще в начале века, хотя система создана в конце 2007 года. Возможно, если бы организацией всего процесса занимался не Национальный банк, идея не воплотилась бы в жизнь вовсе или ее рождение было бы гораздо более трудным. На первом этапе регуляторный фактор играл немаловажную роль, потому что без полного охвата участников, единых правил и тарифов инициатива не имела бы такой ценности.

Не могу сказать, что банки восприняли идею на ура. Для некоторых из них это была потеря доходности, так как они должны были принимать невыгодные платежи. Для других — утрата эксклюзивности, так как особый контрагент становился доступным всем. Исчезало преимущество и по количеству контрагентов. Зато система удобна конечному потребителю, а это и есть главная цель наших сервисов. Банки были вынуждены начать конкурировать не ценой, а качеством обслуживания, что также является плюсом для потребителя.

— Что представляет собой АИС «Расчет» сейчас? Что изменилось в платежах после ее внедрения?

— Сегодня в ЕРИП можно воспользоваться любым из 17 тыс. пунктов совершения платежей, предоставляемых 23 банками и «Белпочтой». ЕРИП — это свыше 38 млн платежей на сумму около 1 млрд руб. в месяц. Одно из преимуществ ЕРИП — возможность оплаты любым инструментом: наличными, по карте, с использованием счетов без карты, через любой удобный для клиента канал (интернет-банкинг, мобильный банкинг, кассы банка и пункты почтовой связи). Несмотря на то что система не направлена на прием безналичных оплат, она помогает сделать их удобными, поэтому косвенно влияет на увеличение объема безналичных платежей. Мы наблюдаем устойчивую тенденцию их роста. По итогам прошлого года их доля превысила 60 %.

В платежах изменилась еще одна существенная вещь, которая не видна обычному пользователю, но заметна банку, — это система клиринга, то есть взаимозачета обязательств, появление которой сделало процесс расчетов проще и эффективнее.

С 2017 года мы развиваем возможность оплаты с использованием QR-кодов. Это удобно тем, кто не занимается торговлей на регулярной основе, например ремесленникам. Если человек хочет рассчитаться безналичным способом, достаточно ввести номер услуги или считать QR-код с таблички. Больше этот сервис не требует ничего, на мобильный телефон приходит информация об оплате. Сейчас сгенерирован QR-код для любой услуги в нашем дереве услуг.

QR-коды активно развиваются во всем мире. В Китае с их помощью производится более половины оплат. Это снижает вероятность операционных ошибок и ускоряет процесс.

— Насколько широк охват ЕРИП? Много ли еще услуг нельзя оплатить через систему?

— В ЕРИП обеспечен прием платежей для оплаты наиболее востребованных услуг. Участниками системы являются около 17 тыс. производителей услуг и поставщиков товаров, можно оплатить свыше 60 тыс. услуг. Правда, общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в розничном сегменте, в стране гораздо больше. Это означает, что потенциал для роста у нас еще большой.

Способ организации приема оплаты всегда зависит от организации продаж на стороне поставщика услуг и товаров. Требования по скорости обслуживания тоже накладывают свои ограничения. Тем не менее в ряде случаев использование ЕРИП является наиболее удобным как с точки зрения продавца, так и с точки зрения покупателя.

Доля платежей, которые проходят через ЕРИП, в объеме платных услуг населению и розничного товарооборота достигает 14 %. Это не очень много. Да, она гораздо больше в платных услугах, но гораздо меньше в розничном товарообороте, поэтому есть куда расти, но только там, где это будет действительно удобно населению. Ведь, когда я покупаю продукты в магазине, нет ничего быстрее, чем приложить карту к терминалу, пусть даже одну кнопку на телефоне нужно будет нажимать.

— НКФО «ЕРИП» стала одним из первых пользователей программного обеспечения для выпуска банковских гарантий с использованием технологии блокчейн. О каких результатах применения технологии можно говорить уже сейчас?

— Одной из важных прикладных задач, реализованной в рамках информационной сети блокчейн, стало создание Реестра банковских гарантий. В Беларуси банковские гарантии с использованием данной технологии для обеспечения завершения расчетов в АИС «Расчет» впервые были выпущены 21 января 2019 года. По состоянию на середину апреля к Реестру банковских гарантий подключены 15 банков.

Говорить о результатах применения технологии блокчейн в рамках использования Реестра банковских гарантий еще рано. Тем не менее мы уверены, что автоматизация процессов обработки и передачи банковских гарантий повысит информативность и, главное, поможет оперативно принимать управленческие решения.

Конечно, в нашей стране эта технология будет развиваться так же, как и во всем мире. Есть очень много процессов, в которые стоит внедрять блокчейн из-за надежности, удобства, невозможности внесения изменений и проч. Я верю в успех данной технологии и думаю, что у нее есть перспективы не только в финансовой сфере.

— Как вы считаете, насколько продвинулась цифровизация банковской сферы со времени появления ЕРИП?

— Очень большая заслуга в деле цифровизации финансовой сферы принадлежит Национальному банку. Именно он является драйвером развития финансовой системы страны и значимых страновых проектов в данном направлении.

Можно с уверенностью сказать, что за последние несколько лет банки не только поняли, насколько необходима цифровизация, но и начали усиленно работать в данном направлении. Одни банки стали применять гибкие подходы к разработке своих продуктов, другие используют биометрию для аутентификации клиентов, третьи открывают API.

Условия для цифровизации создаются на законодательном уровне. Анонсирована разработка закона «О платежных услугах», создан сервис мгновенных платежей, принят указ, расширяющий возможности использования межбанковской системы идентификации (МСИ) для идентификации или аутентификации клиентов. Кроме того, принят декрет № 8 «О развитии цифровой экономики», определивший правила игры на рынке криптовалют и криптотокенов. Создан Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (FinCERTby).

Как и сразу после создания, так и сегодня НКФО «ЕРИП» реализует новые структурные проекты для банковского сообщества, упрощающие его переход в цифровой формат. Так, появились АИС «Расчет» — система, устанавливающая единые правила для участников и упрощающая прием платежей; АИС «Расчет-ЖКУ» — объединение коммунальных хозяйств в единую систему в целях включения в АИС «Расчет» для упрощения проведения платежей за коммунальные услуги; сервис E-POS для приема платежей через ЕРИП путем получения счета в виде QR-кода. Кроме того, сервис МСИ упрощает осуществление банками идентификации и аутентификации клиентов без их физического присутствия. Эволюция данного сервиса позволит проводить аутентификацию на основании биометрических данных клиентов банка.

Наиболее важные шаги связаны с внедрением банками — участниками МСИ новых сервисов, предлагающих простые и удобные способы дистанционного взаимодействия при оказании услуг. Один из самых удачных примеров подключения к МСИ — кредитный регистр Национального банка, который позволяет удаленно получить свою кредитную историю. Раньше это можно было сделать только при личном обращении в банковские отделения в Минске и областных центрах.

Мы замечаем, что банки все чаще реализуют проекты совместно с торговыми сетями, интернет-магазинами, операторами связи и др. Мне кажется, финансовая сфера именно так и будет меняться: она начнет все больше сплетаться с реальным сектором экономики, что без цифровизации невозможно.

— Каким вам видится цифровое будущее экономики в целом и ЕРИП в частности?

— Мы точно не хотим, чтобы этот процесс прошел мимо нас. Цифровизация экономики уже происходит, она будет продолжаться и углубляться, независимо от того, в какой степени все мы в ней задействованы и как к ней относимся. Это данность. Все в мире сегодня переходит в цифру или как минимум отражается в цифре. В этом процессе можно либо участвовать, либо тебя просто не станет.

Мы готовы быть лидерами определенных процессов и вовлекать в них тех, кто менее технологичен. Этого от нас ждет и банковская система. Мы готовы работать и в партнерстве с теми, кто современнее и быстрее нас.

IT-ландшафт изменяется, можно говорить, что такие технологии, как искусственный интеллект, биометрия, машинное обучение и Big Data, скорее всего, превратят банки в некие финансовые платформы с разным набором сервисов. Эти мировые тенденции актуальны и для белорусских реалий.

Беседовала Любовь БАХУРЕВИЧ http://www.belmarket.by