Дополнительное меню
Начните вводить название услуги или предприятия и выберите из списка

«Одно окно» в банкомате

Высокие технологии помогают развивать банковский сектор

Многие замечали: пока находишься в своем населенном пункте и оплачиваешь по банковской карточке услуги, которые предоставлены по месту проживания, проблем нет. Но стоит попробовать засунуть пластик в щель приемника инфокиоска в другом регионе страны — начинаются сложности. Пользователю приходится заново вносить все реквизиты получателя и даже оплачивать дополнительную комиссию за оформление так называемого «свободного платежа». Впрочем, таких неприятностей легко избежать: в стране уже несколько лет работает единое расчетное пространство, которое во многом унифицировало банковские платежи, к тому же сделав их проведение для белорусов более простым и понятным. 

Родители проживают в областном городе, а ребенок поступил в столичный вуз, и оплачивать его обучение либо проживание в общежитии необходимо регулярно. Или другая ситуация: человек живет в Минске, а на летнее время переехал на дачу — оплату коммунальных за квартиру ведь никто не отменял. А бывает и так, что приходится оплачивать коммунальные услуги за родителей или за родственников, которые проживают в другом городе. Все такие, казалось бы, житейские ситуации не могут разрешиться из-за сущей ерунды: касса или инфокиоск не работает с информационной базой другого региона, а значит, провести платеж легко и без проблем не получается. 

«Происходит это не из-за неповоротливости банков либо их желания «нажиться» — тут дело, скорее, в том, насколько та или иная услуга востребована в конкретном банковском филиале, — поясняет замначальника управления развития информационных технологий Нацбанка Александр Ильин. — Подразделения банков охватывают большую часть платежей, которые осуществляет население в конкретном населенном пункте, но, разумеется, все учесть нельзя». При этом специалист поясняет: создание в стране единого расчетного и информационного пространства (сокращенно ЕРИП) и призвано устранить трудности населения, возникающие при оплате услуг. 

Сегодня еще не все даже банковские работники знают, что же скрывается за такой загадочной аббревиатурой. ЕРИП объединяет требования на оплату производителей услуг вне зависимости от их географического расположения. Фактически это наглядный пример реализации принципа «одного окна». «Теперь больше нет необходимости носить квитанции на оплату, для того чтобы кассир в банке перенес реквизиты производителя услуг. Не нужно привязываться к конкретному банку, потому что там сохранены ваши последние оплаченные платежи. Не нужно стоять в очередях 25-го числа каждого месяца. Узнавать, в каком банке можно оплатить те или иные услуги тоже незачем. Все, что для этого требуется, — вступить в «клуб» ЕРИП», — уверяют в Нацбанке. 

Впрочем ЕРИП звучит малоблагозвучно. Для простоты восприятия и запоминания недавно было принято решение ввести второе наименование системы — «Расчет». Фактически сегодня этот значок можно встретить где угодно: в терминале, в кассе банка, в устройствах, работающих с приемом наличных — «cashin», это может быть интернет-банкинг или мобильный банкинг. Как рассказывает Александр Ильин, на данный момент количество таких точек в стране уже превысило 10 тыс. и участниками системы стали практически все банки республики. Сейчас в системе «Расчет» белорусам доступна оплата более 18 тыс. услуг от более 2250 производителей. И этот список постоянно расширяется: только за 2010 год прирост количества компаний, подключенных к ЕРИП, составил 70 %, а число предоставляемых услуг выросло на 140 %. В Нацбанке констатируют и рост числа принятых платежей — за 2010 год показатель увеличился почти в 3 раза, а проводимые по системе суммы выросли более чем в 4 раза. «Только за апрель текущего года с помощью системы «Расчет» было проведено порядка 4,5 млн. платежей на сумму более Br 115 млрд.», — комментируют в управлении развития информационных технологий Нацбанка. 

Система «Расчет» позволяет оплачивать не только ежемесячные платежи по коммунальным услугам. Уже сейчас доступны к оплате услуги мобильной связи, доступа в Интернет, услуги Департамента охраны МВД, страховых учреждений, оплата билетов на развлекательные и спортивные мероприятия, оплата дошкольных учреждений и обучения в вузах и другие. Причем в системе можно заплатить не только услуги, которыми воспользовался клиент лично. Это могут быть требования на оплату, выставленные его родным, друзьям и знакомым. И даже в том случае, если человек на длительное время уезжает за пределы Беларуси, ему нет необходимости посвящать родных во все таинства ежемесячных платежей с бесконечным перечислением показателей счетчиков, номеров договоров на оказание услуг и прочее — достаточно сообщить им свой номер плательщика ЕРИП. 

Новые технологии оказались выгодны и для производителей услуг. Большинство организаций не имеют достаточно разветвленной сети для приема платежей и поэтому обращаются чаще всего в банки. Если услуга предоставляется в небольшом городке и пользуются ею исключительно его жители, то нужно заключить договора с одним-двумя филиалами банков на сбор средств, оставить свои реквизиты на «шпаргалке» у кассиров и все. Гораздо сложнее дела обстоят, если оплачивать ее необходимо по всей стране. Требуется заключить договоры с огромным количеством подразделений банков и организовать постоянный информационный обмен с каждым из них, а затем постоянно отслеживать процесс поступления средств за оказание услуг из множества точек. Кроме того, банки не работают «за спасибо» — любая работа должна оплачиваться, в том числе и по сбору денежных средств. Поэтому банки оставляют себе так называемую комиссию за сбор платежей, и комиссия эта может существенно отличаться от банка к банку даже для одного и того же производителя. При присоединении к системе «Расчет» производитель услуг разом решает эти проблемы и получает огромную сеть по сбору платежей. Ему необходимо заключить один единственный договор с Нацбанком, который и является владельцем системы «Расчет». 

Что получают от участия в системе «Расчет» банки? Многие небольшие финучреждения раньше не могли себе позволить такой роскоши, как прием платежей от населения в широких масштабах. Дело в том, что для них было слишком расточительным содержать большой штат сотрудников лишь для ведения договоров с производителями услуг и организации взаимодействия с ними. Ведь число этих производителей услуг может исчисляться сотнями и даже тысячами. Поэтому небольшие банки концентрировались на более высокодоходных операциях. Теперь же фактически любой банк может, даже не имея разветвленной сети пунктов банковского обслуживания, стать полноценным участником этого рынка. С целью сокращения собственных издержек в условиях возрастающей конкуренции и «матерым игрокам» стоит задуматься об уходе от прямых взаимоотношений с поставщиками услуг. Кроме того, когда каждый банк в отдельности совершенствует и наращивает свою систему по приему платежей от населения, он все равно не сможет охватить все. Гораздо больший эффект принесут совместные усилия всех банков по развитию единой системы. 

«Следует также отметить, что одной из основных целей создания системы «Расчет» было повышение доли безналичных платежей при оплате услуг населением. При наличии возможности оплаты через платежные терминалы или Интернет каждый потребитель лишний раз задумается, стоять ли ему в очереди в кассу или оплатить услугу с помощью банковской карточки», — пояснили в Нацбанке. В ведомстве замечают: технологии безналичных оплат были реализованы в отдельных банках уже давно, однако до сих пор оплата наличными в кассах существенно преобладает над остальными способами оплаты. Возможно теперь для увеличения доли безналичных платежей имеет смысл задуматься по поводу разграничения взимания комиссии с платежей и выставлять ее для производителя услуг в зависимости от способа совершения оплаты. Ведь очевидно, что затраты по приему платежей банком к примеру через Интернет несравнимо меньшие, чем при оплате наличными — в первом случае не нужно оплачивать работу кассиров банка по приему денег, аренду помещения кассы, инкассирование и перевозку денег.

Владимир Лихославцев. Газета «Республика»