Дополнительное меню
Начните вводить название услуги или предприятия и выберите из списка

Расчетное и информационное пространство должно стать единым

Владимир ЖУКОВ, начальник Главного управления информационных технологий Нацбанка, 

Владимир КУЧИНСКИЙ, заместитель 

Белорусская банковская система вплотную приступила к созданию единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП). Это совокупность единых правил и процедур, определяющих порядок осуществления платежей с использованием различных платежных инструментов для осуществления расчетов по розничным платежам за услуги в пользу производителей услуг, а также совокупность баз данных и информационно-коммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих взаимодействие производителей услуг и участников информационного обмена в процессе осуществления указанных платежей. 

Безусловно, организация приема платежей от физических и юридических лиц за услуги, предоставленные их производителями, существовала и ранее. В классической форме это выглядит так. Производитель (например, Белтелеком, Мингаз или Водоканал) ведет учет количества оказанных им услуг и периодически (как правило, раз в месяц) либо выставляет конкретному потребителю платежное требование на их оплату в бумажном виде, либо просто ждет оплаты в определенный срок (например, за квартирный телефон). 

А потребитель, получив такую «бумажку» либо дождавшись определенной даты, идет в отделение банка (почты, Белтелекома и т.д.), стоит в очереди, возможно, заполняет еще одну «бумажку» (то же платежное поручение), отдает свои деньги и надеется, что он вовремя выполнил все свои обязательства перед производителем услуг. 

Но жизнь не стоит на месте. Производитель услуг нуждается в создании эффективной системы сбора платежей за оказанные услуги. Потребитель нуждается в эффективной и максимально доступной и удобной для него системе приема таких платежей. 

Сегодня так называемый «расчетный агент» (банк, учреждение почтовой и электрической связи и др.) стремится привлечь максимальное количество клиентов для оплаты услуг через себя (ведь от объема таких платежей напрямую зависит его доход) и для этого ищет новые пути совершенствования сервиса при обслуживании клиента. 

Например, уже сейчас он заключает договора с производителями услуг и получает доступ к их базам данных платежных требований. Теперь потребителю услуг уже можно не брать с собой «бумажку» из почтового ящика, а идти, например, к инфокиоску или банкомату и оплатить услугу через банковскую пластиковую карточку. 

Однако такую «бумажку» производитель услуг должен обязательно доставить потребителю, потому что он не знает, к какому расчетному агенту тот пойдет, и заключен ли с тем расчетным агентом договор на доступ к его базам данных? 

В таком виде у нас существует сейчас расчетное и информационное пространство в части приема платежей за предоставленные потребителям услуги. 

Понимая важность и актуальность решения этой задачи, Правление Национального банка приняло постановление от 24.10.2006 г. № 163 «О создании региональных узлов единого расчетного и информационного пространства для оплаты услуг через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, организации почтовой и электрической связи». 

Эффективным решением данной задачи является построение сети региональных узлов ЕРИП на базе региональных структурных подразделений Национального банка. 

На них возлагаются следующие основные функции: во-первых, обеспечение на договорных условиях доступа банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, организаций почтовой и электрической связи к информации производителей услуг, необходимой для осуществления расчетов с потребителями; во-вторых, контроль прохождения принятых платежей для обеспечения своевременности и полноты поступления на текущие (расчетные) счета производителей услуг денежных средств, уплаченных потребителями. 

Реализация полнофункционального ЕРИП позволит решить следующие проблемы: 

  • создание равных условия для всех участников бизнес-процесса приема платежей; 
  • внедрение широкого спектра ИТ-решений для оказания банковских и информационных услуг; 
  • создание основы для реализации в банковском секторе принципа «одного окна»; 
  • предоставление возможностей широкого внедрения безлюдных технологий обслуживания клиентов, обеспечение круглосуточного и ежедневного приема платежей (режима 24 x 7); 
  • снижение издержек осуществления расчетов и общих затрат населения; 
  • предоставление полного спектра услуг по оплате платежей через любого расчетного агента; 
  • сокращение времени обслуживания клиентов и как следствие рост объемов банковских услуг; 
  • предоставление возможности оплаты полного спектра услуг из любого региона страны. 
Кроме того, внедрение ЕРИП в банковской системе даст возможность создать основу для интеграции информационно-технических составляющих банков и построения банковской информационной системы. По некоторым подсчетам, в республике имеется до 2,5 тыс. производителей услуг. Соответственно за счет оптимизации организационных и технических затрат участники получают значительный временной и финансовый выигрыш, что позволяет в конечном итоге снизить общие расходы. 

На первом этапе создания ЕРИП будут решены следующие задачи: 
  • предоставление потребителям наиболее полной информации по оказанным услугам и расширение возможностей по их оплате; 
  • обеспечение расчетных агентов информацией, необходимой для приема платежей за услуги, оказанные поставщиками; 
  • контроль прохождения принятых платежей для обеспечения своевременности и полноты поступления на текущие (расчетные) счета поставщиков услуг денежных средств, уплаченных потребителями; 
  • предоставление исполнительным комитетам необходимой статистической и учетной информации. 
При этом основными принципами построения АИС ЕРИП являются: открытость к развитию и модернизации; масштабируемость и производительность; технологичность реализации регламента; надежность и эффективность; информационная безопасность; эволюционность поэтапного развития; функциональность, доступность и совместимость с различными технологиями; простота и удобство пользования; самоокупаемость за счет применения экономически эффективных технологий и технологической архитектуры построения. 

Характеризуя текущее состояние работ по построению ЕРИП, можно отметить следующие результаты. 

При непосредственном участии органов исполнительной власти достигнуто понимание между Национальным банком, банками и основными производителями услуг по базовым принципам построения централизованной системы ЕРИП. 

Заложена «политическая» основа для разработки и согласования нормативных правовых актов. 

Определены основные цели и задачи построения ЕРИП. 

Подготовлен и принят ряд нормативных актов и организационно-распорядительных документов, обеспечивающих необходимый правовой статус функционирования ЕРИП и региональных узлов. 

Разработана Концепция функционирования ЕРИП. 

Подготовлены проектные решения региональных узлов ЕРИП. 

Разработана, согласована и утверждена схема договорных отношений, проводится работа по заключению договоров с расчетными агентами и производителями услуг; 

Реализуется этап внедрения регионального узла ЕРИП в г. Минске и подключения к нему расчетных агентов и производителей услуг. 

Среднесрочными перспективами ЕРИП являются: 
  • реализация проекта создания АИС ЕРИП; 
  • согласование и утверждение регламентов и форматов информационного взаимодействия участников ЕРИП; 
  • разработка и утверждение инструкции по функционированию регионального узла ЕРИП; 
  • согласование и утверждение типовых договоров взаимодействия участников ЕРИП; 
  • поэтапное подключение к АИС ЕРИП расчетных агентов и производителей услуг; 
  • разработка и согласование технологии построения распределенных региональных узлов ЕРИП с участием информационно-технических структур местных исполнительных комитетов; 
  • разработка и внедрение мобильных и интернет-технологий проведения платежей. 
В целом реализация проекта создания ЕРИП позволяет решить важную для банковской системы Республики Беларусь задачу: расширить спектр предоставляемых банковских услуг, повысить их качество и эффективность.

Журнал «Директор»