Дополнительное меню
Начните вводить название услуги или предприятия и выберите из списка

Эксперт: людям банки не нужны, и ЕРИП не нужен

Людям важно быстро, качественно и с выгодой получать те услуги, которые им нужны, в тот момент, когда им это нужно. И если инструмент этим требованиям соответствует, клиент будет им пользоваться», — считает Елена Антони, Председатель Правления НКФО «ЕРИП».

Чем сегодня живет крупнейшая автоматизированная система Беларуси и в каких направлениях планирует развиваться?
 
Теоретически, ЕРИП был создан в конце 2007 года и в 2017 может смело праздновать десятилетний юбилей. Практически, как самостоятельному юридическому лицу, небанковской кредитно-финансовой организации «ЕРИП» в 2017-ом исполнился всего 1 год. До этого система была подразделением Национального банка.
 
ЕРИП  — это автоматизированная система, позволяющая  оплачивать товары и услуги с помощью дистанционных каналов связи. 
Иногда можно услышать другое название — Автоматизированная информационная система «Расчет»
 
Однако за прошедшие 10 лет ЕРИП превратился из небольшого подразделения, где работал всего 1 программист (!) в одну из мощнейших автоматизированных систем Европы, на которую с уважением поглядывают зарубежные коллеги.

Те, кто помнит, «первые шаги» ЕРИП с улыбками вспоминают «первого» программиста, который одной рукой создавал систему, а другой мог настраивать «засбоившие» компьютеры коллег.

Но это всё — в далеком прошлом. Несколько цифр. В январе 2008 к ЕРИП были подключены 124 производителя услуг, 24 населенных пункта Беларуси и 9 банков (или, как их еще называют, расчетных агентов).

По состоянию на март 2017, в системе было уже 23 расчетных агента (или — все белорусские банки), 1 платежный агент — РУП «Белпочта» (присоединилась в октябре 2016). К ЕРИПу подключены все населенные пункты Беларуси и 14 461 поставщик услуг.

Ежемесячный оборот системы — 683,4 млн BYN (порядка 37,7 млн платежей).
 
Чисто математически, каждый житель нашей страны, включая новорожденных, с помощью ЕРИП раз в месяц совершает по 4 платежа в системе
 
Но, как точно подметила Елена Антони, Председатель Правления НКФО «ЕРИП», если сегодня не смотреть в завтрашний день, завтра можно безнадежно отстать.

Сегодня стратегическая цель НКФО — «Создание на основе отдельных направлений единой высокотехнологичной интегрированной платформы для эффективного обеспечения платежей, осуществления расчетов, предоставления информации в рамках общегосударственных и частных проектов, способствующей цифровой трансформации в Беларуси». 

Звучит достаточно сложно, но, если разобраться, все очень и очень интересно, как в самом современном голливудском блокбастере.
 
Несколько цифр. В 2016 году прибыль ЕРИП составила 1,8 млн BYN (это показатель среднего белорусского банка). В 2017 году ее планируемый объем 2,4 млн BYN




Кстати, руководство ЕРИП отмечает, что то дерево ЕРИП, которое мы привыкли видеть, в своем интернет- или мобильном банке, это всего лишь проекция общего дерева. Его дизайн или внешний вид каждый банк «подстраивает» под себя. Мало того, кассир в Гродно на своем мониторе видит одно «дерево», «повернутое» платежами в Гродно, а кассир в Минске — своё. Возможно, они даже не догадываются, что у коллег в другом городе дерево ЕРИП выглядит иначе :)

Почему так?

При создании АИС «Расчет» разработчики столкнулись с неожиданной проблемой — единых информационных систем еще не было. Поэтому то, что уже было автоматизировано, имеет определенный линейный вид, а вот то, что не систематизировано, распределено по регионам.

Пользуясь случаем, мы задали руководству ЕРИП  вопрос.

— Почему не все белорусские банки подключены к ЕРИП? В частности, почему кредиты Беларусбанка нельзя погасить в ЕРИП?

— Когда мы говорим, что банки подключены к ЕРИП, это значит, что они могут принимать платежи для всех производителей услуг, подключенных к системе. Но банки подключены, как расчетные агенты, у них есть статус «на прием платежей». Но, как производители услуг, подключены не все банки, — отметила Наталья Штевнина, заместитель Председателя Правления НКФО «ЕРИП».
 
В частности, Беларусбанк для ЕРИП не является производителем услуг. С другой стороны, некоторые банки выступают сразу в двух статусах — и производителя услуг, и расчетного агента.

Это вызвано тем, что банки подключают к системе те услуги, которые считают нужными. При подключении учитываются, как технические возможности, так и экономическая целесообразность.

Но в теории, подключатся все. Это вопрос времени. Между тем, для банков, являющихся поставщиками услуг и расчетными агентами, тарифы в ЕРИП одинаковы.

Как рассказала Наталья Штевнина, комиссионное вознаграждение в системе колеблется от 0,2% до 2% от стоимости оплачиваемых услуг. При этом сам ЕРИП со всех оплат получает всего 0,1%, остальное остается у банка.

Между тем, 0,2% — это так называемый «отраслевой тариф», который может применяться только при определенных расчетах: за услуги ЖКХ, банковские услуги, услуги мобильной связи, при сборе благотворительных средств.
 
От 0,1% до 1,9% платежа банки оставляют себе, выступая расчетными агентами. При этом, являясь производителями услуг, эти же деньги они и теряют
 
Но и здесь все не так просто, как может показаться рядовому клиенту банка, который, кстати, за оплаты в ЕРИП не платит ни копейки. Чтобы установить какой-либо отраслевой тариф необходимо решение Наблюдательного совета НКФО «ЕРИП», в который входят представители банков. А значит, тарифные «льготы» во многом зависят от их доброй воли.

Между тем, есть еще целая категория — «Платежи в бюджет» (около 30% от общего объема), которые проводятся на «беспроцентной основе».

Между тем, как отметил Владимир Русин, исполнительный директор ЕРИП, НКФО проводит активную работу по совершенствованию отраслевых тарифов.

— Есть виды операций, где размер среднего чека значительно колеблется. Есть крупные суммы, где затраты по приему платежа не возрастают пропорционально его сумме. К примеру, при покупке автомобиля, лизинговых и страховых платежах. С другой стороны, есть много мелких и повторяющихся платежей, где время обработки суммы имеет определенную продолжительность. Поэтому нельзя снижать тарифы до нуля — участникам ЕРИП это может быть невыгодно, — рассказал Владимир Русин.  
 
По мнению руководства ЕРИП, совершенствование тарифной политики должно проводиться так, чтобы предоставить и банкам, и производителям услуг наиболее благоприятные условия для работы.

— Планирует ли ЕРИП составить конкуренцию банкам,  сделав прямые денежные переводы между организациями, подключенными к ЕРИП?

— Если говорить в этом ключе, то конкурировать придется не с банками, а с Расчетным центром Национального банка, который в данный момент осуществляет эти операции. Если сравнивать все платежи, которые проходят в стране, то на долю ЕРИП придется 1,16%. Остальное проходит через Расчетный центр. Но если мы уже сравниваем свою долю с общим объемом — значит, в этом направлении мы смотрим, — отметила Елена Антони.

Сегодня юридическое лицо может заплатить в ЕРИП за ряд услуг. В частности, за мобильную связь. Но законодательно список этих услуг ограничен.

— Двигаться в этом направлении мы хотим, — рассказала Елена Антони. — Но мы не планируем конкурировать с Расчетным центром, потому что там деньги переводятся в режиме реального времени. Проверяется — есть ли деньги на счете. Если прошла информация о платеже — сразу же поступили деньги, и второе юридическое лицо этими деньгами может пользоваться. Но, если взять мобильных операторов, обслуживающих предприятия, то в ситуации, когда у них есть гарантия, что они деньги получат — для них информация о поступлении в текущий момент важнее денег. Они бы с удовольствием работали в онлайн, имея информацию о поступлении средств, с гарантированным зачислением по итогу дня. С такими юридическими лицами нужно работать и выстраивать систему. Поэтому мы и планируем именно микроплатежи для юридических лиц.  
 
Что еще ЕРИП будет готов предложить в ближайшее время?
 
МСИ
 
В Беларуси завершается тестовый период работы межбанковской системы идентификации (МСИ). Напомним, МСИ — это автоматизированная система обмена информацией о клиентах - физлицах между белорусскими банками. В системе будут храниться электронные копии паспортов, «привязанные» к номерам мобильных телефонов.

Такая «база данных» позволит оперативнее проверять сведения о дистанционно обратившемся в банк клиенте и предлагать ему свои услуги. В частности, онлайн - депозиты.

Чтобы попасть в МСИ достаточно стать клиентом одного из банков, участвующих в системе, или зарегистрироваться на специальном сайте.
 
Возврат платежей в ЕРИП
 
Сотрудники НКФО «ЕРИП» планируют, что оплата за покупки в интернет-магазинах через ЕРИП будет происходить только после подтверждения получения товара. 

Напомним, что сегодня система просто передает «информацию о банке, который принял платеж, поставщику услуги. После чего банк перечисляет через систему межбанковских расчетов деньги тому банку, где обслуживается поставщик услуги».

В такой ситуации возврат платежа возможен только в день его осуществления. На следующие сутки деньги уже списаны, и вернуть их довольно непросто.
 
Личный кабинет пользователя в ЕРИП
 
К концу этого года  на сайте rasсhet.by должны появиться личные кабинеты пользователей. В них можно будет ввести данные счетчиков воды, получить электронную жировку (заодно отказавшись от бумажной), посмотреть выписку по проведенным операциям.

Данный функционал будет расширяться. Со временем в кабинете может появиться «Персональный финансовый менеджер». Пользователи также смогут оплачивать услуги ЖКХ прямо из личного кабинета.

— Такая функция будет полезна тем клиентам, у которых карточки сразу нескольких банков. В кабинете можно будет консолидировать возможности счетов разных банков, и не потребуется несколько раз вводить одни и те же данные или создавать несколько шаблонов, — подчеркнул Владимир Русин,  исполнительный директор НКФО «ЕРИП».
 
Кстати, личными кабинетами смогут воспользоваться не только физические, но и юридические лица.
 
Возможен ли кэшбэк при платежах в ЕРИП?
 
Пока что нет. Наличие и размер кэшбэка во многом зависят от тарифной политики банков. Но в условиях, когда тарифы оговорены участниками системы, уплаты кэшбэка при платежах в ЕРИП можно ожидать только от банка.

— Давайте посмотрим по цифрам. Если банк получает 2%, наверное 1% кэшбэка он может вернуть. Если ЕРИП получает 0,1%, кэшбэк невозможен, — отметила  Наталья Штевнина, заместитель Председателя Правления НКФО «ЕРИП». — Пока мы работаем над сервисами личного кабинета и возможностью P2P - переводов. 
 
Станет ли ЕРИП маркетплейсом?
 
— В этом направлении мы движемся, но в части B2B - сегмента. Возможно, появится площадка для того, чтобы одни компании предоставляли услуги других. Хотя сами мы не планируем продавать собственные услуги. Что  касается подобной площадки, то предпроектная работа в этой сфере ведется, — рассказала Елена Антони.

Нам остается только добавить, что ЕРИП из пугающей еще пару лет назад аббревиатуры уже превратился в удобнейший инструмент для проведения повседневных платежей. Инструмент бесплатный.

А нас в ближайшее время обещают побаловать и другими плюшками, среди которых полноценная межбанковская система идентификации, личный кабинет в ЕРИП и возможность возврата средств за некачественный или непоставленный товар.

Ждем!

Сидя на диване :) 

                                                                                                                                                                                infobank.by