Дополнительное меню
Начните вводить название услуги или предприятия и выберите из списка

«Одно окно» в Интернете. Как подружиться с системой «Расчет»

Почти каждый из нас хотя бы раз оплачивал услуги ЖКХ, мобильной связи, детского сада или погашал кредит через единое расчетное информационное пространство (ЕРИП). Но, несмотря на это, у многих пользователей, особенно пожилых людей, до сих пор возникают вопросы, где найти и как оплатить нужную услугу в системе. Как можно упростить расчеты в системе ЕРИП, «АиФ» рассказал начальник операционного управления системы «Расчет» Главного управления единого расчетного и информационного пространства Нацбанка Александр ИЛЬИН.

Удобно и быстро

Система «Расчет» (ЕРИП) появилась в 2008 году.  Первоначально она  была рассчитана на прием социально значимых платежей: коммунальные услуги, мобильная связь. Сегодня к ЕРИП подключены более 11 500 организаций, в результате чего стали доступны для оплаты почти 54 000 услуг по всей стране. Кстати,  ЕРИП - это национальная разработка. Подобных систем, которые бы работали в масштабах целой страны, пока нет ни в СНГ, ни в Западной Европе. Так, через ЕРИП белорусы могут погасить кредиты, подписаться на газеты, оплатить страховку, работу детского садика, уплатить налоги, купить билеты на поезд и т.д.

 - ЕРИП аккумулирует возможность оплатить любые услуги - система «одного окна» упрощает жизнь и банкам, и  гражданам. Наша задача - создать такие условия, чтобы  белорусы со временем смогли с помощью ЕРИП оплачивать все свои услуги, даже если речь идет о взносе в садовое товарищество, - отметил  эксперт.

Несомненно, у ЕРИП много плюсов. Во-первых, пользоваться ЕРИП может владелец любой платежной карточки, которую выдал белорусский банк (к ЕРИП подключены все 24 банка страны, принимающие платежи от населения). Во-вторых – оплачивать детский сад, «коммуналку», мобильную связь можно любым удобным для вас способом: в кассе банка, в банкомате, инфокиоске, через интернет-банкинг. Причем платить можно как карточкой, так и наличными через кассу  в банке или через специальный терминал cash-in, электронными деньгами.

Как подключиться?

Плательщику никаких специальных операций по подключению к ЕРИП проводить не нужно. Достаточно один раз расплатиться через ЕРИП и получить чек, на котором будет напечатан ваш номер плательщика ЕРИП. Это уникальный номер, который присваивается при проведении первого платежа в ЕРИП.  Номер плательщика в ЕРИП хранит информацию обо всех предыдущих платежах. Эту комбинацию цифр  лучше запомнить или просто всегда хранить при себе. В следующий раз, когда будете платить через ЕРИП, просто введите номер плательщика ЕРИП. Благодаря ЕРИП уже не нужно носить все квитанции с собой, чтобы оплатить те же коммунальные услуги.

Зачем номер плательщика?

Номер плательщика ЕРИП система будет предлагать ввести каждый раз, когда вы расплачиваетесь через ЕРИП в банкомате, инфокиоске или любом другом устройстве.

Если же  у вас нет номера плательщика ЕРИП,  можно пропустить этот шаг,  но специалист советует воспользоваться таким преимуществом системы, как создание собственной корзины платежей, которые вы регулярно оплачиваете. Теперь не надо запоминать все лицевые счета или искать услуги по всему дереву. Все платежи будут  собраны в разделе «Последние оплаченные» («Личные платежи»). Корзина платежей сохранится под вашим номером плательщика даже в том случае, если вы сделаете новую карточку или поменяете банк. Кстати, платежи, которые оплачиваются регулярно, система будет помнить в течение 100 дней.

Кто ищет, тот найдет

- Привыкла оплачивать все свои коммунальные платежи в инфокиосках «Беларусбанка». Недавно  зашла в «Белинвестбанк», чтобы заплатить за городской телефон своей сестры, которая живет в Орше. И  не смогла разобраться, что к чему. Пришлось звать на помощь консультанта, - сетует пенсионерка Ольга Михайловна.

Действительно, меню инфокиосков и платежных терминалов в различных банках различаются, но только до того момента, пока человек не попадет в раздел «Система «Расчет» (ЕРИП)», так называемое дерево ЕРИП, пояснил Александр Андреевич.  Меню ЕРИП у всех банков одинаковое.

Не менее актуальный вопрос для пользователей – поиск информации о местонахождении необходимой услуги.  Ведь не всегда можно обратиться за помощью к консультантам – платежи вообще могут совершаться без участия кассира и даже дома с телефона или компьютера.

Прежде всего, организации, которые подключены к ЕРИП, обязаны разъяснять своим клиентам, как найти необходимую услугу. Например, банки, интернет-магазины  указывают это на своих сайтах или в договорах, организации ЖКХ  размещают информацию на квитанциях об оплате.

По словам специалиста, в большинстве случае визуально понятно, где найти ту или иную услугу.

- Если организация оказывает услугу по всей республике, то ее надо искать в разделе общереспубликанских платежей. Сюда попадают мобильные операторы, банки,  страховые организации, ГАИ, интернет-магазины. Если, например, надо оплатить услуги местного кабельного телевидения, которое работает в Горках, следует  искать  в разделе локальных услуг.  В данном  случае в разделе «Могилевская область».

Кроме того, всегда можно воспользоваться поиском в системе платежей ЕРИП. Например, если нужно оплатить детский садик, следует знать УНП  либо название организации, расчетный счет. Чтобы погасить кредит в банке, задавайте в поиске название банка или номер кредитного договора.

КСТАТИ

В ЕРИП достаточно сложно сделать неверный платеж. Ведь при оплате практически любой услуги в ЕРИП, система покажет ФИО плательщика или адрес, сумму к оплате. Подтверждение оплаты - чек, который предоставляется плательщику после проведения платежа. Также уточнить вопросы по оплате услуг в рамках ЕРИП можно в контакт-центре системы по номеру 141.

Интернет-сайт «Аргументы и факты в Беларуси»